DJ Shadow «Endtroducing.....» (Mo’ Wax, 1996)
DJ Shadow (настоящее имя — Джошуа Пол «Джош» Дэвис) известен как музыкант, выпустивший первый полностью семплированный дебютный альбом «Endtroducing.....», в связи с чем попал в книгу рекордов Гиннесса. Альбом широко известен тем, что был полностью составлен из семплированных композиций различных исполнителей из коллекции грампластинок самого DJ Shadow. Он же в течение двух лет продюсировал пластинку, используя минимум оборудования, наиболее примечательным из которого является семплер Akai MPC60. Создавая общую атмосферу альбома, Shadow добился запечатления мрачной природы своих предыдущих релизов на лейбле Mo’ Wax. В «Endtroducing.....» неспешные и меланхоличные композиции сменяются позитивными произведениями — сборниками раннего увлечения продюсера различными хип-хоп-проектами.
Альбом встретил положительную реакцию критиков в Великобритании, где DJ Shadow уже зарекомендовал себя как многообещающий артист. Диск вошёл в первую двадцатку UK Albums Chart и позже был сертифицирован Британской ассоциацией производителей фонограмм как золотой. Mo’ Wax выпустил четыре сингла из альбома, включая ставшие хитами «Midnight in a Perfect World» и «Stem». Однако в Соединённых штатах успех к «Endtroducing.....» пришёл не сразу. Позже альбом всё-таки попал в американский чарт Top Heatseekers, где добрался до тридцать седьмой строчки.
«Endtroducing.....» получил повсеместное одобрение критиками, которые хвалили подход диджея к семплированию и ритмы, создаваемые семплами. Диск попал в различные списки лучших альбомов 1996 года и всех времён и считается важной вехой в истории инструментального хип-хопа. Инновационная техника DJ Shadow по семплированию и аранжировкам вдохновила других продюсеров к созданию похожих работ на основе семплов.
***
DJ Shadow стал работать над альбомом в 1994 году, первоначально засев в собственной квартире в Калифорнии, а затем используя The Glue Factory — домашнюю студию музыкального продюсера и коллеги Dan the Automator — в качестве рабочего места. Создавая «Endtroducing.....», диджей задался целью произвести «альбом, на сто процентов состоящий из семплов». Оборудование его студии было минимальным, в создании пластинки в основном использовались только три вида аппаратуры: семплер Akai MPC60, патефон Technics SL-1200, а также магнитофон Alesis ADAT. Akai MPC60 стал основным инструментом в написании «Endtroducing.....» и применялся почти для каждой композиции. Диджей отзывается о семплере как об «инструменте, за который я взялся серьёзно, чтобы стать лучшим или одним из лучших». Shadow семплировал моменты из различных альбомов и синглов, появившихся у него во время многочисленных визитов в Rare Records, музыкальный магазин, расположенный в его родном Сакраменто и в котором диджей проводил по несколько часов в день, отыскивая необычную музыку. Эти рутинные дни были описаны в фильме Дага Прея «Диджей».
Семплированное содержимое «Endtroducing.....» происходит из различных источников, включая музыку в жанрах хип-хоп, джаз, фанк, психоделика, хеви-метал, а также фильмы и интервью. Для создания новых треков DJ Shadow разрезал семплы на меньшие фрагменты и накладывал их друг на друга. Он предпочёл семплировать произведения менее известных исполнителей, сделав своим личным правилом избегать более популярного материала: «Я всегда заставлял себя работать с менее известными вещами, а если использовал что-то, что было на слуху, то это только означало нарушение собственного правила». Однако в записи всё же присутствуют семплы таких видных артистов как Бьорк и Metallica. Незначительный вклад в работу был внесён друзьями Shadow — рэперами Lyrics Born и Gift of Gab, которые записали для «Endtroducing.....» вокальные партии.
***
Спустя годы после выпуска, критики продолжали причислять «Endtroducing.....» к лучшим, а порой и величайшим альбомам. Различные издания, включая Q, Rolling Stone, Spin, Pitchfork, Slant Magazine, добавили диск в соответствующие списки лучших альбомов девяностых. Журнал Time включил «Endtroducing.....» в список 100 величайших альбомов всех времён. Старший редактор Allmusic Стивен Томас Эрлуайн описал альбом как «инновационный, но при этом построенный на внушительном историческом фундаменте, которому он придал богатое и многогранное звучание. Это огромный прорыв не только для хип-хопа и электроники, но и для поп-музыки». Уилл Хёрмс из Spin назвал его венцом трип-хопа. По версии того же Spin, альбом стал № 9 в списке лучших альбомов тридцатилетия 1985—2015.
Новаторское для того времени решение составить целый альбом исключительно из семплов уже готовых произведений позволило «Endtroducing.....» стать первым релизом такого рода, что было занесено в книгу рекордов Гиннесса. Пластинка стала движущей силой инструментального хип-хопа, вдохновив нескольких других диджеев и продюсеров на создание работ, полностью основанных на семплах.
© Википедия